Меню

Не шей ты мне матушка…а почему не шей?Косоклинный сарафан.

Не шей ты мне матушка…а почему не шей?Косоклинный сарафан.

4 (314x600, 60Kb)


2 (700x444, 128Kb)

9 (700x443, 121Kb)

13 (700x565, 131Kb)

11 (700x567, 164Kb)

3 (700x573, 149Kb)

12 (687x600, 111Kb)

Что бы мы делали,право если бы не Клуб Сезон http://club.season.ru/ ?Благодаря обитателям клуба и проделанной ими работе попробуем сшить косоклинный сарафан и мы.Сразу оговорю:епанечки,шушуны,коротёны-душегреи,а также рубахи под сарафан-к этому вернемся после.А если мне удастся найти старинное шитье-вернемся непременно.А пока что-сам сарафан из любой жены делающий паву.Слово мастерицам Клуба.

"Боже, сколько неповторимой красоты! Позументы, парчи, золотое шитьё и кружево… Стать и стройность, смелость, яркость и достоинство… Ах, ах и ах!

— Полюбовались?

А теперь начинает работать портновская мысль… КАК же это всё сделано?
Как из кусочков-полосочек создан такой силуэт? Он ведь очень непростой, вглядитесь! Сборок по верху нет, но книзу силуэт очень сильно расширяется — за счёт чего? Причём это расширение очень хитро устроено: спереди его нет, по бокам небольшое (между несильным А и трапецией), а сзади очень большое, прямо трен. Сзади полно фалд, но вперёд они не переползают. Именно этот хитрый крой придаёт косоклинному сарафану его бесподобный и узнаваемый плывущий силуэт!…

Конечно, нет учебников и общепринятой терминологии народного костюма. Он ведь развивался, менялся, разный по местностям… Так что всяк говорит на свой лад. Кстати, косоклинный сарафан — это древнейшая форма сарафана (древнее только туника без рукавов), и бытовал он в Северной, Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.
Суздальчанки, владимирки, ярославочки… нижегородки, костромичанки, вологодочки, тверичанки… смолянки, архангелогородки, новгородочки и карелки, вятчанки и коми… новоторки, поморки, семейские… Вот сколько красавиц, сколько женских рук и головок придумывали это чудо!

Итак:

1.Сарафан по крою имеет перед и спинку.
Сарафанный перед называется ГРУДЬ, а сарафанная спинка — СПИНКА, так называем и мы свои основы.

2.Своеобразный крой сарафана создаёт на спинке большое количество фалд. Благодаря особенной технологии шитья эти фалды концентрируются сзади. СПИНКА удлиняется на 3-4 см относительно ГРУДИ, и сзади образуется ХВОСТ — сарафан с хвостом.

3.Для создания А-силуэта и расширения сарафана книзу используются длинные вставные КЛИНЬЯ и более короткие ПОДКЛИНКИ, треугольные или трапециевидные. — В общем-то, всем известные клинья годэ — всего лишь простой перепев этого русского приёма.
Клиньев и подклинков может быть до 6 и даже 8 с каждой стороны, тогда ширина ПОДОЛА сарафана достигает 6-8 м.

4.Спереди сарафан может быть ГЛУХОЙ (самые древние), РАСПАШНОЙ — с застёжкой на пуговицы, сам разрез по СП называется РАСПАХ. РАСПАХ также может быть ЛОЖНЫМ. ЛОЖНЫЙ РАСПАХ — шов по СП и имитация застёжки.

5.Бретели сарафана спереди называются ЛЯМКИ. Древние сарафаны имели цельнокроенные бретели, затем стали исполняться пришивные.
Сзади могут быть также ЛЯМКИ, но более древней является своеобразная деталь, которая называется ЛЯГУШКА или ВИЛКА. Под ЛЯГУШКОЙ складки на спинке обычно не закладываются — это называется "ЛЫСАЯ ЛЯГУШКА".

6.ЛЯМКИ и ЛЯГУШКА крепятся к верху сарафана не непосредственно, а через долевую полоску — или просто неширокий долевик, или слегка выкройную. Эта полоска называется ТАЛИЯ, или ТАЛИЙКА. Снизу к ней крепится сарафан, сверху лямки.

7.Традиционные места декора — середина переда вдоль распаха, ГРУДКА, лямки и подол. Все эти великолепные кружева-расшивы-нашивы называются замечательным словцом УКРАСЫ.

8.То, что мы называем "плотное облегание", имеет чудное русское названьице "ПРИЖИМИСТЫЙ КРОЙ".

9.Верх сарафана может быть особым способом заложен под ТАЛИЮ мелкими складочками, сохраняющими свою форму — это называется НАБОР.

10.Редкий для сарафанов приём, но частый для ДУШЕГРЕЙ, КАЦАВЕЕК и КОРОТЁН.
Хитро сформированные объёмные склады, всегда удерживающие свою форму. Они называются БОРЫ.

1. Самым древним из является глухой косоклинный сарафан, просуществовавший в ряде губерний до конца ХIХ века под названиями шушун, саян, ферязь, дубас и др.
В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным — широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться целым. Глухие косоклинные сарафаны шились из тканей домашнего изготовления — красного сукна, чёрной и тёмно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полоской вышивки и аппликацией из ткани.
PICT0028 (700x356, 103Kb)

А вот Фросенька в юбочке по принципу сарафана сшитой.Много ль мастеру надо-только идея.А юбки выходят тоже павистые,летящие,славные.

77 (700x242, 115Kb)

img_1294853065_940x720 (700x525, 95Kb)

Вот девы уже сарафанчиком обзавёвшиеся.Фото взято из Инета с поисковика.

DSCF2860 (514x700, 98Kb)

И покороче сарафану можно сделать,кому как вкусно.

gallery_10006_869_37363 (486x648, 103Kb)

Вот такой вот


Всем счастливо обшится.Клубу Сезон еще раз спасибо.Там кстати еще масса интересного по этой же теме.

Серия сообщений «Древний быт«:
Часть 1 — Ожерелки,чопки,разметки и прочее.
Часть 2 — Шитье по бели,а это как?!
Часть 3 — Не шей ты мне матушка…а почему не шей?Косоклинный сарафан.
Часть 4 — Искусство Блистательной Порты.
Часть 5 — «Гремячие чепи».

Часть 10 — Венцы девичьи.
Часть 11 — Кельтский орнамент: история и символика.
Часть 12 — Хозяин.

Поделиться записью


Оставить комментарий